Диагностическая карта для Осаго — результат проверки технического осмотра автомобиля

Диагностическая карта является обязательной при оформлении полиса ОСАГО. Без её наличия автовладельцу не удастся оформить обязательное страхование автогражданской ответственности и это следует учитывать при получении страховки.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Осаго

Диагностическая карта — это документ, который выдаётся по результатам проверки транспортного средства в ходе его технического осмотра. В свою очередь такой осмотр представляет собой проверку технического состояния автомобиля.

В ходе такой проверки устанавливается соответствие транспортного средства в целом, его частей и элементов дополнительного оборудования в частности обязательным требованиям безопасности, которые предъявляются к ТС. Технический осмотр необходим для того, чтобы выяснить, возможно ли допускать транспортное средство к участию в дорожном движении.

Именно диагностическая карта для Осаго является источником информации о том, по каким параметрам проводилась проверка и соответствуют ли таковые нормам, либо выявлено их несоответствие.

Ознакомиться с информацией, касающейся технического осмотра (порядком и сроками прохождения) позволяет Федеральный закон РФ от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон РФ от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон РФ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проходить техосмотр обязаны владельцы транспортных средств, оснащённых двигателем внутреннего сгорания, объём которых составляет более 50 куб.см. или электродвигателем, мощность которого превышает 4 кВт, максимальная конструктивная скорость которых составляет более 50 км/ч.

Техосмотр осуществляется с помощью специального оборудования, которым выполняется проверка состояния и комплектации автомобиля на соответствие основным положениям по допуску ТС.

Технический осмотр транспортного средства
Технический осмотр

В ходе ТО осуществляется контроль соответствия содержания монооксида углерода /углеводородов (СО/СН) в выхлопе нормам токсичности. Выполнятеся проверка люфта рулевого механизма, который не должен быть выше установленных для конкретного типа ТС допусков. Также выполняется контроль регулировки и силы света фар.

В ходе технического осмотра транспортного средства выполняется проверка работоспособности световых приборов, стеклоочистителя и стеклоомывателя. Также выполняется проверка соответствия светопропускания стёкол установленным нормам.

Для прохождения ТО понадобится предоставить аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки по ГОСТ Р41.27-2001. В числе прочего проверяется эффективность рабочей тормозной системы. Проверяется и работоспособность стояночного тормоза. Также во время технического осмотра транспортного средства осуществляется проверка состояния номерного знака. Выполняется проверка и ряда других параметров.

Обязательный набор автомобилиста
Набор автомобилиста

По результатам ТО выдаётся диагностическая карта. Если те или иные параметры не соответствуют нормам, водитель на протяжении 20 суток может устранить выявленные неисправности, после чего вновь обратиться на пункт инструментального контроля, где смогут провести повторную проверку этих параметров. В этом случае повторная оплата за диагностику транспортного средства не взимается.

В том случае если произошла смена владельца автомобиля до даты окончания действия диагностической карты, прохождение дополнительной диагностики не требуется.

С момента вступления в силу закона № 170-ФЗ был произведён порядок прохождения государственного технического осмотра. С 1 января 2012 года для оформления Осаго стало необходимым предъявление талона технического осмотра транспортного средства. В свою очередь отсутствие полиса Осаго не позволяет эксплуатировать автомобиль. С декабря того же года талон ТО оказался исключённым из перечня документов, которые подтверждают прохождение технического осмотра. При этом прохождение технического осмотра стало подтверждаться полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и диагностической картой.

Диагностическая карта представляет собой документ, в котором содержится таблица, включающая свыше 60 пунктов. Данный документ не обязательно возить с другими для предоставления сотруднику ГИБДД. Это связано с тем, что вся информация содержится в базе данных, к которой сотрудник может обратиться с помощью сделанного запроса.

Сотрудник ГИБДД
Сотрудник ДПС

Важно понимать некоторые моменты, касающиеся такой карты. Прежде всего, необходимо отметить, что диагностическая карта это документ, который оформляется не на водителя, а на автомобиль. Если происходит купля-продажа транспортного средства, то переоформлять данный документ не требуется. Проходить очередной технический осмотр потребуется только после окончания срока действия текущей карты.

Также важно понимать, что в случае утери документа, его легко можно восстановить. Для этого понадобится обратиться к оператору службы технического осмотра, где Вы получали карту, или в любой пункт. Необходимая информация содержится в базе данных, поэтому всё, что потребуется оператору, это распечатать дубликат. Однако стоит помнить, что услуга является платной.

Дубликат диагностической карты транспортного средства
Дубликат диагностической карты

Для оформления Осаго потребуется указать номер диагностической карты, при этом предоставлять сам документ не требуется. Такая же ситуация складывается и при необходимости оформления полиса Каско. Необходимо отметить, что диагностическая карта может быть использована при оформлении международных прав, так как она действует не только на территории России, но и других стран.

Так как такая карта является документом строгой отчетности, её подделка невозможна. Если всё же документ окажется поддельным, автовладелец будет наказан при выявлении обмана, который обнаружится при первой же проверке документов сотрудниками ДПС.

Технический осмотр является процедурой, которая осуществляется с определённой периодичностью, зависящей от нескольких факторов.

Следует рассмотреть периодичность прохождения ТО по пунктам, соответствующим конкретным видам транспортных средств. А) легковые автомобили, которые используются для перевозки пассажиров на коммерческой основе, а также автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, число мест для сидения в которых превышает 8 (кроме места водителя), транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные для осуществления перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов должны проходить ТО каждые 6 месяцев.

Автобус и ТО
Автобус

Б) Технический осмотр легковых и грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой до 3,5 тонны, прицепов и полуприцепов с разрешённой максимальной массой до 3,5 тонны, мототранспортных средств (исключение составляют ТС, указанные в пунктах А и Г), зарегистрированных в установленном порядке в Госавтоинспекции и прошедших первый государственный технический осмотр до 31 декабря года, который следует за годом изготовления ТС, проводится через 36 месяцев. Если с года выпуска прошло не более 7 лет, с учётом года выпуска, осмотр осуществляется каждые 24 месяца. В том случае если с года выпуска прошло более 7 лет, включая год выпуска проверка состояния транспортного средства осуществляется каждые 12 месяцев.

Легковой автомобиль и ТО
Легковой автомобиль

В) Грузовые автомобили, имеющие разрешённую максимальную массу свыше 3,5 тонны, а также прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны (за исключением ТС, указанных в пункте А) должны проверяться каждые 12 месяцев.

Г) Транспортные средства, на которые разрешена установка специальных сигналов (в соответствии с законодательством РФ), а также ТС, которые предназначены для обучения вождению (за исключением тех средств, что указаны в пункте А), — каждые 12 месяцев. Сроки, предусмотренные для таких авто, исчисляются с даты проведения первого государственного технического осмотра.

Учебный автомобиль и ТО
Учебный автомобиль

Если автомобиль выпущен не более трёх лет назад, то он не требует получения диагностической карты. Чтобы оформить Осаго на такое транспортное средство, достаточно предъявить заводской паспорт. При этом важно понимать, что возраст автомобиля учитывается не с даты его продажи, а с даты выпуска. Ознакомиться с соответствующей информацией можно в паспорте транспортного средства, в котором представлены все характеристики автомобиля. Паспорт выдаётся первому собственнику авто, после чего тот передаёт его последующим владельцам при продаже ТС.

Диагностическая карта, выдаваемая после прохождения технического осмотра авто, может быть выдана организацией либо частным лицом, имеющим соответствующую аккредитацию. Проверить информацию, подтверждающую право конкретной организации либо лица осуществлять такую деятельность можно на официальном сайте РСА — Российского союза автостраховщиков. В том случае, если необходимая информация не будет найдена, лучше осуществить поиск другого предложения.

Официальный сайт Российского союза автостраховщиков
Официальный сайт РСА

Операторы технического осмотра в обязательном порядке должны быть подключены к единой системе технических осмотров (ЕАИСТО). Такое подключение обеспечивает передачу сведений об автомобиле в базу данных.

Стоимость диагностической карты может быть различной и зависит от типа транспортного средства, региона, а также тарифов организации, которая проводит процедуру осмотра. Максимальный порог стоимости техосмотра согласно законодательству устанавливается региональными властями.

Диагностическая карта для Осаго включает многочисленную информацию, которая является обязательной к заполнению после прохождения ТО. Документ имеет регистрационный номер и срок действия, которые указываются в верхней части.

Здесь же указываются оператор и пункт технического осмотра, отметка о первичной или повторной проверке, регистрационный знак транспортного средства, VIN, номер рамы и номер кузова. Также указываются серия и номер, кем и когда выданы СРТС (свидетельство о регистрации транспортного средства) или ПТС (паспорт транспортного средства). В числе прочего требуют заполнения поля, касающиеся марки и модели ТС, категории и года выпуска.

Диагностическая карта - Общие сведения
Диагностическая карта

Далее следует таблица, в которой изложены параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра и делаются соответствующие отметки. Указываемые сведения касаются тормозных систем, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, шин и колёс, двигателя и его системы, прочих элементов и конструкций.

Тормозные системы проверяются на соответствие показателям эффективности торможения и устойчивости торможения, а также соответствие разности тормозных сил установленным требованиям. Также осуществляется проверка работоспособности рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения. Обязательной является проверка на отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер; подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе; коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением; механических повреждений тормозных трубопроводов; трещин остаточной деформации деталей тормозного привода; набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания. В числе прочего проверяется исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем, а также расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов.

Сведения о тормозных системах в диагностической карте
Сведения о тормозных системах

В диагностической карте, которая требуется для оформления Осаго, также делаются отметки о рулевом управлении. Информация касается работоспособности усилителя рулевого управления и плавности изменения усилия при повороте рулевого колеса. Также важной является проверка отсутствия самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе; превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении; повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма; следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе; устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса, не предусмотренных конструкцией.

Сведения о рулевом управлении в диагностической карте
Сведения о рулевом управлении

Также осуществляется осмотр внешних световых приборов. Необходимым является соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям, отсутствие разрушений рассеивателей световых приборов, работоспособность и режим работы сигналов торможения. Кроме того, необходимо соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям. Также должно быть наличие и расположение фар и сигнальных фонарей в местах, предусмотренных конструкцией.

В числе прочего осуществляется проверка стеклоочистителей и стеклоомывателей. При этом делаются отметки о наличии стеклоочистителя и форсунок стеклоомывателя ветрового стекла. Проверяется обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла, а также работоспособность данных элементов.

Шины и колёса проверяются на соответствие высоты рисунка протектора установленным требованиям. Также должны отсутствовать признаки непригодности шин к эксплуатации, трещины на дисках и ободьях колес, видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колёс. В то же время должно быть наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес, а также осуществлена установка шин на ТС в соответствии с требованиями.

Сведения о шинах и колёсах в диагностической карте
Сведения о шинах и колёсах

Что касается двигателя и его системы, необходимо выявление соответствия содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автомобиля установленным требованиям. Также требуется отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания. Во время технического осмотра выявляется работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива, герметичность системы питания транспортных средств, которые работают на газе. Проверяется и соответствие газовых баллонов установленным требованиям, а также соответствие нормам уровня шума выпускной системы.

Диагностическая карта, необходимая для оформления Осаго, также содержит отметки, касающиеся детального описания работы прочих элементов конструкции транспортного средства.